Консультирование мужчин, вступивших в конфликтные взаимоотношения с начальством

 

Для мужчин, как правило, наиболее значимыми сферами жизненных отношений являются отношения социальные, профессиональные, связанные с достижениями социальных и профессиональных успехов. Если женщины в большей степени заинтересованы в эмоциональных контактах с миром, то для мужчин более значимыми оказываются преимущественно отношения на работе. Именно эти социальные взаимосвязи затрагивают наиболее значимые ценности мужчин. Обычно наиболее травматичными оказываются конфликтные отношения с лицами, облеченными властью, имеющими более высокий социальный статус, с лицами, от которых человек зависим материально. С подобными проблемами – проблемами конфликтных взаимоотношений с начальством – часто обращаются к психологу мужчины.

Работа с подобными клиентами предполагает решение нескольких задач. Прежде всего, это выравнивание эмоционального фона. Клиент, обращающийся за помощью в подобной ситуации, с которой сам он справиться не может, не имея достаточно ресурсов для подобной психологической работы, обычно находится в состоянии раздражения и подавленности, переживая конфликтные отношения как сигнал его собственной личной несостоятельности. Во вторых, это стабилизация самооценки, пошатнувшейся вследствие этих переживаний, затрагивающих наиболее значимые аспекты системы ценностей клиента. В третьих, это прояснение ситуации, подробное и детальное изложение событий, картину которых консультант «возвращает» клиенту в виде безоценочной обратной связи. В четвертых, это выдвижение различных вариантов поведения, взвешивание и анализ каждого из них с просмотром всех возможных позитивных и негативных последствий. И, наконец, это принятие решения и его реализация в виде конкретных поведенческих паттернов.

Начальные стадии работы с клиентами, имеющими конфликтные взаимоотношения, связаны преимущественно с коррекцией эмоционального состояния клиента, для чего может использоваться, в частности, коррективный эмоциональный опыт, а также катарсис, эмоциональное отреагирование, без которого конструктивная работа над проблемой невозможна. После того, как клиент выразил в полной мере свои эмоции, отреагировал свое недовольство, раздражение и гнев, сняв избыток эмоционального напряжения, консультант приступает к прояснению ситуацию, сбору более или менее искаженной эмоциями клиента информации. Эту информацию, по возможности освобожденную от оценочных суждений и комментариев клиента, консультант ему возвращает, как бы подставляя своеобразное «зеркало», в котором клиент может увидеть картину конфликта глазами постороннего человека. Чтобы эта картина было более полной и глубокой, можно разыграть игру, в которой клиент поочередно исполняет сначала свою собственную роль, затем роль своего начальника, с которым он находится в конфликте. Проживание в роли начальника помогает точнее понять его позицию, увидеть конфликтную ситуацию его глазами. Смена ролей помогает воспринять ситуацию одновременно с разных точек зрения – и с его собственной точки зрения, и с точки зрения начальника.

В ряде случаев одно только вживание в роль лица, с которым клиент находится в конфликте, может снять проблему; одна лишь смена точки зрения на конфликт помогает увидеть возможности его разрешения. В ходе дальнейшего анализа клиент совместно с консультантом выдвигает различные гипотезы по поводу возможных путей разрешения конфликта, намечая разнообразные стили поведения для клиента, которые могли бы быть применены для разрешения конфликтной ситуации. Эти стили поведения анализируются и развиваются с точки зрения их как положительных, так и отрицательных аспектов и последствий, и среди всех предложенных вариантов клиент самостоятельно выбирает с его точки зрения оптимальный вариант. Затем этот вариант конкретизируется, развивается и уточняется применительно к конкретным условиям, намечается план его реализации. Проговариваются конкретные шаги, которые должен предпринять клиент для реализации выбранного способа разрешения конфликта.

Как правило, психологическая работа в данном случае не бывает слишком длительной; часто бывает достаточно нескольких встреч, иногда двух трех сессий. Полезно провести «подкрепляющую» встречу через некоторое время, чтобы убедиться в правильности поведения клиента и в эффективности выбранного способа разрешения конфликтных взаимоотношений.

 

Частные случаи консультирования