Психологические требования к личности консультанта

Профессия психолога консультанта предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, с необходимостью принимать решения при наличии ограниченного объема информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной деятельности консультант сталкивается со страданием, душевной болью, конфликтами, кризисами и проблемами. Работа консультанта – особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие.

С психологической точки зрения большая часть трудных жизненных ситуаций клиентов может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом – одна из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает клиент, в эту ситуацию «входит» консультант, который может уменьшить степень информационной неопределенности в процессе консультирования, но контролировать в полной мере человеческий фактор он не может. Существование в подобных условиях требует от специалиста высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации.

С точки зрения клиента, наиболее значимыми в образе психолога являются такие черты, как уверенность поведения и способность к эмпатии. Уверенный стиль поведения, демонстрируемый в самых неожиданных, безнадежных, шокирующих ситуациях, помогает сформировать у клиента «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности психолога, в частности, определяющей способность контролировать текущие события с построением реалистичного прогноза, что способствует появлению веры и надежды на благополучный исход событий. Помимо исполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, психолог должен уметь оказывать необходимую эмоциональную поддержку как клиентам, так и коллегам по работе. Главным в предоставлении психологической помощи другому должно быть повышение способности самостоятельно разрешать свои проблемы, в том числе за счет активизации внутренних психологических ресурсов. Важная роль психотерапевтического потенциала консультанта является бесспорной. Хекхаузен предложил модель психотерапевтической помощи, которая включает в себя четыре основных аспекта:

• готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого;

• способность учитывать последствия своих действий для окружающих;

• развитые морально этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;

• тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018