Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность консультанта. Часть 2

Другой характеристикой консультанта, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть Депрессивность. Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, трудностей, проблем, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь наполняется переживаниями собственной ущербности, неполноценности. Настоящее представляется безрадостным и безнадежным. Психолог, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия клиента. Наблюдая, как консультант на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, клиент начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные печальные переживания психолог может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув признаки положительных изменений. Напротив, он «заражает» своего клиента тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенного консультирования. Тоскливая безысходность оказывает на клиентов отталкивающее действие, в то время как спокойная уверенность и положительный эмоциональный фон привлекают. Поэтому работающий с пациентами консультант должен контролировать не только эмоциональное состояние клиентов, но и собственный эмоциональный настрой, не позволяя себе ни при каких обстоятельствах впадать в отчаяние и уныние.

Глубокая Интровертированность Консультанта также затрудняет установление доверительных отношений консультант–клиент. Интроверсия – термин, введенный в психологию Юнгом – определяется как направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по своему, субъективно интерпретирующим окружающий мир. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы, Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль, страдания, беспокойство и тревогу другого человека. Интроверт имеет комплексы, связанные с общением, испытывает коммуникативные трудности. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность консультанта, выступая в роли коммуникативного барьера, препятствующего эффективному общению. Сильная интровертированность консультанта затрудняет установление психологического контакта с клиентом, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

Клиент и консультант