Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность консультанта

Профессиональная деятельность консультанта связана с разработкой стратегии и тактики психологического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты их развития, вероятные трудности, последствия того или иного действия, способа реагирования на сложившуюся ситуацию. В этой связи важно наличие и развитость у психолога такой характеристики как Тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дездаптивную роли.

Тревога – это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) – обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет психологу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Клиентом это воспринимается как понимание со стороны консультанта, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации консультант–клиент. Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у консультанта прерывают его коммуникацию с клиентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога консультанта передается пациенту и дополнительно дезорганизует его. Чувство тревоги приводит к нарушениям различных функций организма: нарушениям сна, снижению аппетита, либо, напротив, его повышению (у некоторых больных в состоянии тревоги наблюдается булимия – склонность к перееданию). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого консультантом, крайне нежелательно. Клиент может почувствовать безнадежность своего состояния, перестать верить в возможность благополучного исхода.

Тревога относится к категории эмоционально негативных психических состояний не только потому, что она связана с программированием неудачи, но и потому, что требует чрезмерных энергетических затрат. Тревожный человек, который постоянно думает о возможных трудностях, проблемах и неудачах, в своем внутреннем психологическом мире эти неудачи переживает так, как будто они произошли на самом деле. Постоянно озабоченный проблемами человек реально живет среди этих проблем. Подобная аффективная загруженность, требующая энергетического обеспечения, быстро астенизирует личность. Консультанты с высокой личностной тревожностью, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для клиентов. Они избегают общения с ними и предпочитающих более стабильных и эмоционально уравновешенных консультантов.

Клиент и консультант