Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность. Часть 3

Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с клиентом, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности психолога, в адекватности осуществляемого им психологического воздействия, вселить веру в благополучное разрешение жизненных трудностей. Ташлыков подчеркивает, что для пациента более значимо эмпатическое реагирование врача, чем его ролевое поведение. Возможно, это также относится и к личности консультанта.

Эмпатическая вовлеченность в психологические переживания пациента необходима, но она не должна быть избыточной. В противном случае, перегруженный аффектами своих клиентов, консультант легко астенизируется, теряя способность точно и адекватно реагировать на поступающую информацию и правильно принимать решения. При очень высоком уровне эмпатии консультанту часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, наличие комплекса вины из за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость – качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу.

Хронические эмоциональные перегрузки вследствие чрезмерной эмпатической вовлеченности в пациентов описаны в литературе под названием «синдром эмоционального сгорания». Как правило, он встречается в первые годы работы молодых специалистов помогающих профессий, не обладающих навыком «дозирования» эмпатической включенности в зависимости от индивидуальных психологических особенностей пациента, от его физического и психического состояния, нозологической принадлежности. Очевидно, следует формировать определенный баланс эмпатического и сенситивного потенциалов в качестве предпосылки психологического благополучия и профессиональной успешности консультанта.

Чтобы защитить себя от подобного «сгорания», консультант учится дозировать свои эмпатические способности, позволяя себе в каждом конкретном случае эмоционально включаться в клиента лишь в той степени, в которой это действительно необходимо. Так, эмоциональная вовлеченность требуется на начальном этапе установления взаимоотношений с клиентом, при формировании психологического контакта. Эмпатические свойства консультанта должны использоваться также в наиболее значимых, критических моментах консультативного процесса.

Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности консультанта, является и сенситивность к отвержению, т. е. способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, клиентов, которое может возникать на определенных этапах межличностного взаимодействия. Это предоставляет консультанту своеобразную обратную связь, позволяющую корректировать свое поведение во взаимоотношениях с клиентом. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует понижению самооценки консультанта, блокирует аффилиативную потребность и в целом снижает его адаптивные и компенсаторные возможности.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018