Постройте график годового хода температуры в своей местности по данным средних многолетних температур каждого месяца. Средние многолетние температуры в

постройте график годового хода температуры в своей местности по данным средних многолетних температур каждого месяца.Средние многолетние температуры всех месяцев года выпешите в таблицу.Вычислите среднюю годовую температуру.

 

  • Майя
    Основная статья: Майя (цивилизация)

    История цивилизации майя прослеживается с раннего предклассического периода (ок. II тыс. до н. э.—I тыс. до н. э.), в средний предклассический период (I тысячелетие до н. э.—400 год до н. э.) возникли первые государственные образования[Л 14]. Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан и территории современных Гватемалы, Белиза, Гондураса,Сальвадора и нескольких штатов Мексики. На этих землях проживало несколько племён, унаследовавших одну культуру, но имевших региональные различия. Самыми многочисленными из них были майя, киче, уастеки, какчикели, чонталь, лакандоне,ица. Наибольшего расцвета майя достигли в VII—VIII вв. н. э[Л 15].

    3—4 тыс. лет назад майязычные народы уже населяли юго-западную часть Гватемалы[Л 16]. В истории майя можно выделить два периода: классический, или Древнее царство (рубеж н. э. — IX в.), — эпоха расцвета, и постклассический, или Новое царство (X — середина XVI вв.), — майя-тольтекский период[Л 17].

    Важное место в жизни майя занимали городские центры, древнейшие из которых Тикаль, Уашактун, Балакбаль, а наиболее известные — Копан, Чичен-Ица, Майяпан. Майянист Ю. В. Кнорозов считал, что сначала существовал ряд городов-государств майя с небольшой подконтрольной территорией. В дальнейшем они объединялись в военные и политические союзы, которые быстро распадались. Союзы эти помимо необходимости отражения угрозы нашествия других племён объединяла общность религиозных представлений. Из-за большой важности этих двух факторов власть в майянском обществе принадлежала жрецам и знатным воинам[Л 18]. Класс свободных общинников разделялся на зажиточную и обедневшую группы. Майя имели рабов, большая часть которых принадлежала знати[Л 19].

    Майя использовали подсечно-огневое и напоминавшее чинамповое земледелие, выращивали кукурузу, помидоры, батат. На высоком уровне было развито ткачество, особое место занимало гончарное дело, ценился труд архитекторов, камнерезов, скульпторов, художников[Л 20].

    Панель из Канкуэна, изображающая маянского правителя

    Пантеон состоял из доброжелательных и злых богов. Среди небесных божеств главным был Владыка мира, бог дня и ночи — Ицамна. Майя почитали бога дождяЧака, бога солнца Кинич-Ахау, богиню луны Иш-Чель, бога ветра Кетцалькоатля[Л 21], бога кукурузы Ах-Муна[Л 22].

    Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбовой Америки были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Также представляет интерес изобретение майя цифры ноль[Прим. 5].

    Конец I тыс. н. э. стал периодом упадка культуры майя, наиболее вероятной причиной которого считается вторжение племён пипилей и тольтеков из Центральной Мексики. Многие города были оставлены, но на полуострове Юкатанвозникла смешанная майя-тольтекская культура. В XI веке возникает триумвиратгородов-государств северного Юкатана — Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан —Майяпанская лига[Л 23].

    Около 900 года на майяских землях, как предполагается, случилась катастрофа, причины которой до сих пор не ясны. Хорошо известно лишь, что города майя были по какой-то причине покинуты населением, священные памятники частью сожжены, частью низвергнуты с пьедесталов, при этом следов иноземного завоевания обнаружено не было. «Тайна покинутых городов» в современной науке чаще всего объясняется эрозией почвы как результата хищнической эксплуатации. Наступивший затем голод вынудил население покинуть эти территории. Государству майя был нанесён такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться[Л 24].

    С X по XIII век майя-тольтекской столицей была Чичен-ица[Л 25]. Она известна несколькими архитектурными сооружениями:храмом Кукулькана, башней Караколь, самым крупным в Месоамерике стадионом для игры в мяч, Храмом Воинов, Стеной черепов и Священным колодцем[Л 26].

    В конце XII века на полуострове осложнилась политическая ситуация. Правители Чичен-Ицы увеличили размер дани, поступавшей от подконтрольных городов и селений. Вкупе с необходимостью делать человеческие жертвоприношения[Прим. 6] в Священном колодце это вызвало негодование местных жителей. Согласно майянской книге пророчеств «Чилам-Балам» правитель Майяпана Ах Меш Кук отправил в Чичен-Ицу в качестве жертвы своего военачальника Хунак Кееля. Однако Хунак Кеель вынырнул из колодца, объявив, что разговаривал с богами, и те назначают его правителем Майяпана. Воцарившись в Майяпане, Хунак Кеель в 1178 году подверг Чичен-Ицу опустошению. Так власть в Майяпане перешла к майя-тольтекской династии Кокомов, правивших до 1461 года, когда правление захватили Шивы из Ушмаля. К концу XIV века Чичен-Ица, придя в упадок, обезлюдела, а к середине XVI века город лежал в руинах[Л 27].

    В XV веке на Юкатане образовалось более десяти враждовавших мелких городов-государств, а в конце этого же века над майя нависла угроза завоевания ацтекским государством[Л 28]. Вторгшиеся в Мексику испанцы обнаружили лишь остатки некогда могущественной цивилизации.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018