Межличностная дистанция. Часть 3

Расстояние от 4 до 7,5 м называется публичной дистанцией И характеризует формальные взаимоотношения одновременно нескольких людей. Например, на таком расстоянии проводятся собрания, совещания. При этом мимические реакции сглаживаются, мелкие движения становятся менее заметны, повышается громкость голоса, слова подбираются и тщательно выговариваются.

Взаимное расположение собеседников. В ходе взаимодействия партнеры по общению различным образом располагаются по отношению друг к другу. Взаимное расположение – то, как собеседники стоят или сидят, – также помогает «прочитать» психологический подтекст их взаимоотношений. Выделяют несколько основных позиций.

Позиция лицом к лицу, напротив друг друга. Эта позиция содержит в себе элемент конфронтации; она встречается при конфликтах, в ситуации обострения отношений. Например, при знакомстве с новым, неизвестным лицом, к нему разворачиваются всем телом, лицом к лицу встречая потенциальную опасность, которую несет в себе каждый незнакомый человек. В терапевтической ситуации следует избегать этой позиции.

Позиция рядом, бок о бок – позиция сотрудничества при отсутствии напряжения, враждебности между партнерами, которых связывает взаимное доверие. Эта позиция характеризует партнерское общение, предполагает наличие психологического контакта, отношения сотрудничества, связанного с достижением общих целей.

Общение через стол – практически всегда означает отношения власти; отношения руководитель–подчиненный, с ролевым распределением, с выполнением нормативных запретов и предписаний, регламентирующих общение, его структуру и время взаимодействия. Подобные взаимоотношения практически исключают доверительность и затрудняют психологический контакт. Поэтому в кабинете, где консультант ведет прием, стул для клиента ставится не напротив, через стол, а сбоку от стола, что с самого начала создает более эффективные условия для взаимодействия.

При поддержании вербального контакта с пациентом следует учитывать следующую закономерность: когда психолог в процессе разговора откидывается назад, сидя в кресле или на стуле, то у пациента может возникнуть представление о том, что собеседнику стало скучно, либо он не согласен, не верит тому, что говорит клиент. Если же, напротив, психолог слушает, чуть чуть подавшись в сторону пациента, склонив голову к правому плечу и изредка, в такт его словам, кивает головой, клиент будет убежден в заинтересованности и соучастии психолога в переживаниях, которые раскрывает ему пациент.

Практика консультирования