Созависимость как интраперсональный феномен. Часть 4

Созави симым некуда деться в обществе, требующем независимости, и чем чаще рекламируются и выше превозносятся образцы последней, тем глубже ощущение своей несвободы, жизни без выбора. Чем больший выбор, как кажется, имеют «свободные», тем ненавистнее для всех, не считающих себя «свободными», жизнь без выбора – многократное страдание, где несовершенное деяние, непрожеванный кусок истины вечно тащится потоком жизни и сознания (М. Мамар дашвили). Но человека, который не совершал бы свободного выбора, заботясь о собственном благополучии, просто нельзя вообразить, поэтому созависимость – тоже выбор, выбор потребителя, не верящего в свою способность создавать, производить, а не следовать тому или иному образцу.

Психотерапевтические практики работы с зависимыми и соза висимыми направлены в целом на адаптацию индивида к сложившимся условиям и такому его самоизменению, которое поможет ему именно эти условия переносить. Однако возникает ряд не разрешенных на сегодняшний день вопросов сомнений.

• Как правило, воздействие направлено на осознание созависи мым своего конкретного поведения и реакции на него окружающих, но насколько глубоко он принимает неизбежность чувств неуверенности, беспомощности и ответственности за личный свободный выбор независимости?

• Изменение поведения, конечно, может повлечь за собой и более глубокие изменения – отношений, чувств и мыслей, даже отношения к миру в целом, но насколько перспективно все это не только в плане достижения ближайших частичных целей, но и в контексте жизненного пути созависимого субъекта в мире социальных связей, где он продолжает жить?

• Насколько полученная «свобода» нужна личности, что она «будет с ней делать», и не формирует ли она, напротив, уверенность в необходимости и полной доступности социальной поддержки (психологической помощи), т. е новую созависимость?

• Насколько глубоко и радикально психологическая помощь меняет сознание и чувства человека, возвращает ему человеческое достоинство, помогает сделать Я центром своей психической жизни, и не будет ли приобретение личностью в процессе психотерапии нужных ей (по разумению психолога) качеств служить утрате других, может быть, более важных для ее уникальности?

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018