Что такое счастье? Часть 7

Некоторые авторы в качестве важной составляющей счастья рассматривают Оптимизм. Для большинства людей, отмечает Аргайл, характерно позитивное отношение к миру, однако у одних оно более выражено, чем у других. Оптимизм определяется как обобщенное ожидание того, что будущие события окажутся позитивными. Оптимистически настроенным людям свойственно так называемое позитивное мышление, которое включает в себя: преобладание размышлений позитивного содержания; приписывание своим личным заслугам благоприятных, а не плохих событий; обладание прекрасным чувством юмора, что позволяет человеку видеть комическую сторону вещей, воспринимая неблагоприятные события иронически. Оптимизм сильно влияет на состояние физического и психического здоровья, в частности, на состояние иммунной системы. Оптимисты испытывают меньше стрессов и им не свойственен такой способ борьбы с трудными жизненными обстоятельствами, как избегание.

Многие авторы полагают, что взгляд на жизнь складывается из двух достаточно автономных факторов – оптимизма и пессимизма. Оба коррелируют с иными аспектами благополучия, причем пессимизм сильнее (отрицательным образом). Отсутствие пессимизма и наличие оптимистического взгляда на жизнь – важные составляющие счастья.

Тесно связана с ощущением счастья и такая психологическая характеристика человека, как Наличие цели в жизни. Ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели. В этой связи можно обратиться к опыту В. Франкла, который, выжив сам в концентрационном лагере, помог выжить другим и на основе этого опыта создал собственную психотерапевтическую технологию, так называемую «логотерапию», основанную на придании смысла всем происходящим событиям, какими бы жестокими и бессмысленными они ни казались. Франкл помогал другим находить цель, которая, придавая смысл происходящему, спасала от гибели. Это могла быть забота о ближнем, написание книги или выполнение иного задания. Ощущение осмысленности, давая иллюзию контроля над происходящими событиями, стабилизирует картину мира, в котором появляется закон и порядок. Можно сказать, что люди становятся более счастливыми, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл.

Кантор и Сандерсон (1999) утверждают, что для психологического благополучия важно участвовать в занятиях, имеющих высокую ценность, и действовать в направлении личных целей. Участие в таких занятиях повышает уровень благополучия в нескольких аспектах:

• формирует ощущение личного участия в деятельности и своей цели, поскольку выполняются ценные и требующие приложения усилий задачи (ощущение, которое отсутствует у людей, страдающих от депрессии);

• придает повседневной жизни структурированность и осмысленность;

• помогает справляться с ежедневными проблемами и несчастьями (восстанавливает волю к жизни);

• укрепляет социальные связи и способствует более активному участию в социальной жизни.

Ощущение счастья коррелирует с фактором эффективности деятельности, который включает в себя отсутствие трудностей, стресса или дефицита времени, а также положительные результаты и контроль.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018