Ориентиры психологического консультирования

 

Когда мы сталкиваемся с психологическими проблемами людей, которые просят о помощи в решении этих проблем, мы всегда должны иметь перед собой некоторые ориентиры, которые задают желательные направления психологических изменений клиента в определенную сторону. Невозможно оказывать целенаправленное психологическое воздействие на другого человека, не имея перед глазами эталонов, образцов, на которые мы предполагаем равняться, ориентируя своего клиента в определенную сторону изменений.

Консультант отдает себе отчет в том, что он не Господь Бог, чтобы решать, каким должен быть человек, а каким не должен, что правильно в жизни, а что нет, какое поведение следует поощрять, а за какое наказывать. Консультант ориентируется на определенные установленные в данное время в данной стране в данной науке нормы, ценности, цели. В частности, на доминирующие представления о личности, о здоровье и болезни, норме и патологии, адаптации и дезадаптации, о том, что такое гармоничная личность, что такое счастье, что такое зрелость, продуктивность, эффективность в социальных взаимоотношениях. Таким образом, каждый консультант имеет перед собой некую систему ориентиров для тех психологических изменений, которые он хочет произвести в клиенте.

Разумеется, многое в этой системе ориентиров субъективно, пристрастно, обусловлено жизненным опытом и переживаниями самого консультанта, его представлениями о жизни, о добре и зле, справедливости и возмездии, индивидуальными особенностями его личности. Однако при этом все же существует та теоретическая база, та точка опоры, которая сформирована доминирующими в данное время в данном месте представлениями. Эти представления, с одной стороны, носят теоретический характер, но с другой стороны обусловлены конкретными культурно историческими, социально политическими, философско мировоззренческими условиями существования.

Среди таких ориентиров, прежде всего, необходимо назвать общетеоретические представления о личности человека.

 

Психологическая помощь